Часовой пояс: UTC + 3 часа




Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ 1 сообщение ] 

Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 03 авг 2010 14:55 

Зарегистрирован:
07 июн 2010 14:43
Сообщения: 9
Статья о Двадашанте
Материал по практике Двадашанты составил Гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж

О практиках, связанных с двадашантой, мы можем встретить много информации в Шри Видья тантрах, Трике, Кубджике, описание ее архетипов - в текстах Горакшанатха. Но у Горакшанатха, по сравнению с другими, детализаций в описании значительно меньше. Это обусловлено тем, что традиция натха йогинов изначально надконфессиональна, наглядных примеров тому более чем достаточно, многие наиболее известные натховские Гуру, Сиддха-пуруши, принадлежали к разным религиозным направлениям.
Двадашанта в переводе означает завершение двенадцати, т.е. двадашанта - это опыт раскрытия пробужденной силы Кундалини, она имеет двенадцать уровней. Обычно в практике двадашанты - это точки, которые отмеряются расстоянием, равным "барах ангуль" (двенадцати пальцам).

Есть несколько двадашант: в тантрах перечисляются, как правило, три, две из которых - наиболее известные. Кроме этого, есть разные практики двадашанты, соответствующие разными традициями, например, в Шри Видье двадашанта связана с известной мантрой панчадаши, в Кашмирском шиваизме - с ОМкарой. Также в Кашмирском шиваизме некоторые практики ориентированы на пространство, берущее начало от кончика носа, связанное с длиной входящего и выходящего из ноздрей воздуха. Описание этой техники вы можете встретить в Виджняна-бхайрава-тантре. Другая техника ориентирована на восходящий и нисходящий потоки энергии (арохан-аварохан или анулома-вилома) вдоль позвоночника и в пространстве двенадцати пальцев над макушкой головы. В практиках анава-упаи Кашмирского шиваизма двадашанта упоминается как метод работы с праной, где исходящий из ноздрей поток воздуха соотносится с практиками дхьяны и дхвани. Подобную технику или, скорее, не технику, а ориентир для практики, мы встречаем у Горакшанатха в "Сиддха-сиддханта паддхати", где он ее называет направлением внимания на "бахир-лакшью" (внешний объект постижения). Несмотря на то, что многочисленные комментаторы ССП, написавшие пояснения на хинди и на английском (кстати, часто грешащие неточностями), поясняют, что внешняя лакшья - это любой внешний объект (например, кто-то предлагает использовать как объект почитания мурти или янтру), это, конечно, может быть и так, но все же такое пояснение не является полным. Если мы рассмотрим описание внешней лакшьи, данное "Мандала-брахмана-упанишадой" и др. текстами, то встретим там практически то же самое, о чем писал Горакшанатх. Основное сходство в том, что в описании внешней лакшьи подразумевается некая неразрывность с энергетической структурой практикующего. И что самое интересное, такой же принцип и в практиках Кашмирского шиваизма - предпочтительна медитация, которая ориентируется на внешний объект, наиболее приближенный к субъекту. Практика с более удаленным объектом считается более низкой по уровню, что, собственно говоря, дает объяснение описанию внешней лакшьи, согласно Горакшанатху.

Практика с двадашантой, находящейся в пространстве головы и частично над макушкой головы
Вы могли видеть во многих тантрических изображениях чакр или в книгах, что в пространстве головы и над ней изображают некие символы. Например, полумесяц в виде полукруглой линии и точки, далее крестообразная фигура и т.д. Это все символика чакр, которые находятся над аджной, и обычно в трудах по хатха-йоге они не упоминаются, потому что эти чакры - символы очень тонких сфер, которые порой проще ощутить самому, чем их кому-то объяснить. Порядок чакр следующий: сначала чакры внутри тела, это стандартные шесть чакр, объединенные в три грантхи. В "Варивасья-рахасье", тексте Бхаскарачарьи традиции Шри Кула, мы находим упоминание о некой сутре (нити), восходящей вверх от муладхара-чакры. Последователи этой традиции повторяют панчадаши-мантру, в которой каждая "кута" мантры соотносится с одной из грантх. Бинду самой мантры, когда вы произносите "хрим", анусвара распространяет звук вверх, в пространство головы и выше. Интересно также и то, что шесть чакр, плюс десять сфер вверху (от бинду до унмани-шакти и махабинду) - составляют 16 сфер для концентрации, в Шри Видье они называются "адхарами". Хотя, конечно, они отличаются от описания шестнадцати адхар, которое дает Горакшанатх, но есть кое-какие параллели. Например, в Кубджика тантрах мы встречаем описание 16 адхар, локализованных вдоль тела, их также называют "грантхами", они составляют тело Кубджики, и сквозь эти шестнадцать грантх перемещается "Хамса". А тремя лакшьями (объектами постижения) в Кубджика-тантрах определяют три грантхи. Я же прихожу к выводу, что эти описания разных строений и трактовок тонкого тела являются изложением одной и той же энергоструктуры и способами ее восприятия. Термин "адхара" имеет два основных перевода: первый означает "опору" (то, что служит опорой для сознания и средством для практики), второй - "сосуд" (нечто, что содержит в себе что-либо). Вероятно, в связи с тем, что адхары могут определяться как содержащие в себе что-либо, в своей книге Гуру Дигвиджаянатх (учитель маханта Шри Аведьянатха) 16 адхар относит к внешней среде сосредоточения, а шесть чакр - к внутренней. То есть, через эти пространства сосудов сознание и прана раскрываются, устраняя деление на внешнее и внутреннее, и появляется некая единая целостность, одна лакшья. В Кубджика-тантрах мы также находим утверждение о том, что сама Кубджика являет собой и Шиву и Шакти одновременно, соответственно, ее части тела в виде лакшьев и адхар раскрывают как сознание, так и прану, как пустоту, так и полноту. Но вернемся к самой двадашанте, я уже немного рассказал о связях грантх, адхар и чакр. Откуда берется число двенадцать? Обычно под "шат-чакра-бхедой" (последовательным пронзанием чакр сознанием и праной) подразумевается фактически то же самое, что и пронзание трех грантх, или постижение трех грантх как лакшьев. Это можно по-разному трактовать в зависимости от контекста. Пронзание, прохождение сквозь грантхи и развязывание грантх, в принципе, - одно и то же, узел - это то, что перекрывает прохождение. Грантхи как препятствия - символы трех гун, которые в состоянии дисбаланса создают принцип множественности и нестабильности, что, в принципе, ведет к ограничению сознания. Если же сознание охватывает все сразу и приводит все три энергии (солнца, луны и огня) в равновесие, то сплетение энергий для вашего сознания больше не является ограничением, и принцип формы становится опорой для трансцендентности. Итак: три грантхи, четвертая - ардхачандра - полумесяц, который снизу поддерживает бинду, пятая сфера - это сама бинду. Две грантхи соответствуют состоянию бодрствования и сна со сновидениями, третья грантха соответствует сушупти, ардхачандра и бинду также входят в категорию сушупти.

Практика делается следующим образом: нужно сесть с ровным позвоночником, сделать вдох и почувствовать, как воздух проходит в легкие и наполняет пространство до низа живота, тут может быть задействовано полное йогическое дыхание. Потом делается медленный выдох, и на выдохе вслух или мысленно произносится мантра АУМ. Необходимо сконцентрировать сознание на движении диафрагмы и звуке: произнося звук "А", сосредоточиться на сокращении живота, на нижнем дыхании, потом сократить среднюю часть грудной клетки, а внимание и звуковую вибрацию "У" перенести от живота (сферы "брахма-грантхи") к грудному отделу (сфере "вишну-грантхи"). Далее задействуется верх легких, звук "М" и внимание направляются, проходя через пространство шеи, - в голову. В принципе, мантру АУМ можно произносить мысленно на выдохе, на вдохе мы не произносим ничего, просто вдыхаем воздух и чувствуем, как вместе с входящей праной сознание скользит по телу обратно вниз. Обычно в тантрах Кашмирского шиваизма прана увязывается с выдохом, а апана - с вдохом, что, казалось бы, противоречит текстам Горакшанатха. Прана (воздух) условно находится вовне, при вдохе она поступает в тело, направляясь вниз, соответственно, как нисходящая прана она может рассматриваться в качестве апаны. А когда прана выходит наружу, то она естественным образом поднимается из нижних отделов легких вверх: поток на выдохе, движимый вверх, действительно можно рассматривать как прана-вайю. То же самое относительно иды, пингалы, солнца и луны - все зависит от того, что мы подразумеваем под Шивой и Шакти, энергией и сознанием. Согласно многим недвойственным тантрам, например, Крия-шакти может считаться и Рудрой, или же Джняна-шакти может обозначать мужской аспект, Ишвара-таттву, Иччха-шакти - Садашива-таттву. На всех уровнях Шива и Шакти составляют ямалу, поэтому идея о том, что солнце и луна - это что-то отдельное, на самом деле очень условна. На уровне ардхачандры и бинду происходит растворение праны, сознания и звуковой вибрации, постепенно мы переходим на уровень турьи - четвертый уровень сознания (слово происходит от "чатурья": отнимаем "ча", получается слово "турья"). Турье соответствует сфера, расположенная в голове над аджня-чакрой: ниродхика или нибодхика, а также нада. Обычно под урдхачандрой понимается переход от "половинчатой луны к полной". Луна - это символ сознания, соответственно, "полная луна" - это стремление сознания к полному самораскрытию. В текстах по йоге часто встречается упоминание о том, что йогин пьет лунный нектар (амриту). При совершении вдохов и выдохов наше сознание восходит вверх, устремляясь к раскрытию в пустоте, и возвращается обратно, поглощая пустотность и трансцендентность сверхсознания. Бинду - это символ пустоты сознания. Ниродхика - означает препятствие к переходу сознания на более тонкий уровень: когда оно поглощается в пустоте, грубые бессознательные состояния сознания являются препятствием к самораскрытию на более тонком уровне. Преодолев ниродхику, вы становитесь способны воспринимать нада, который является манифестацией всех объектов мира и вашего сознания как шабда-брахмана.

Звук - это самый тонкий и изначальный элемент творения, который существует на самых различных уровнях проявленного бытия. На этом этапе вы воспринимаете самые разные тонкие формы звука как различные манифестации силы Абсолюта. Когда вы переходите к растворению, смолканию этих вибраций и выявлению их тонкого фона в своем сознании, который лежит в основе всех тонких звуков, то вы поднимаете сознание на уровень наданты (завершенного уровня нады). Это - самый тонкий и изначальный уровень звуковой вибрации, лежащий в основе любой манифестации. Можно сказать, что уровень наданты - это переход от самораскрытия в состоянии турья на уровень полной трансцендентности - турьятита (за пределами четвертого уровня сознания). Это - истина, которая превосходит даже уровень процесса самораскрытия и ее сферы. В отличие от вышеупомянутых, ее вы осознаете в пространстве над макушкой головы, т.е. вне тела. В текстах Горакшанатха эта сфера называется акаша-чакра, к ней относятся следующие уровни двадашанты: шакти (усиление нарастания погружения в пустотность сознания), вьяпика (когда ваше сознание раскрывается так, что воспринимает свое полное тождество со всеми объектами Вселенной), самана (означает состояние равного восприятия всего множества объектов сознания) и унмана (сверхсознание, когда индивидуальное сознание поглощается полностью своим изначальным божественным источником).
Стоит отметить, что каждый, кто практикует метод работы с двадашантой, может во время практики поднимать сознание до разного уровня: кому-то удается дойти до бинду, кому-то до саманы или до унманы. Регулярно практикуя повторение омкары с медитацией на растворении звука в процессе выдоха и распространении вибрации в пустоту, вы очищаете свое сознание, тем самым делая его восприимчивым. Когда на вдохе чистое сознание нисходит обратно в тело, вы интегрируете все свое психофизическое состояние. На самом деле, все люди периодически воспринимают такие состояния как турья и турьятита, просто очень фрагментарно; это подобно отражению солнечных лучей в воде (бимба). При регулярной практике садхака может проявить сверхсознательный план в большей степени, в области своего эмпирического опыта.

Тексты натхов порой очень противоречиво утверждают, что солнце, находясь в нижней области тела, поглощает нектар луны, который капает вниз в пищеварительный огонь джатхарагни. Тем не менее, те же самые тексты говорят о другом, что цель йоги натхов - соединить солнце и луну. Но как такое возможно, спросите вы, если они враждебны? Смысл в том, что капли нектара, поглощаемые джатхарагни, есть ни что иное, как частичное отражение сверхсознания на физическом плане. При полном союзе солнца и луны они друг другу не только не враждебны, но и помогают прийти к более совершенному раскрытию. Обычно в таком состоянии и реализуется тот уровень, который натха-йоги называют кайя-сиддхи - достижение физического бессмертия и других сверхспособностей. Конечно, это не означает, что сей процесс легок, требуется посвятить много времени регулярной садхане. Двадашанта - это одно из средств, которое нам помогает приблизиться к восприятию высших мерностей и их законов, и конечно, качественное освоение практики двадашанты должно проходить под руководством адекватного мастера. Я всего лишь кратко описал общую схему выполнения практики.

Ниже прилагаю две схемы изображения "двадашанты". Я уже говорил, что их несколько, в зависимости от традиции. Первая схема, с изображением трех богинь вверху - это двадашанта традиции Трика, следующая - обычная.
Изображение

Изображение

А это символика каждого аспекта двадашанты:

Изображение

По поводу схем чакр и каналов - действительно, у натхов есть много описаний чакр. Но есть и такие, которые совмещают схемы нескольких тантрических школ, например, когда говорится, что в муладхара-чакре находится "камарупа", то это явная опора на камакалу Шри Видьи. Ведь треугольник, направленный одним углом вниз и связанный с камарупой, как раз приходится на муладхара-чакру. Или, свадхиштхана-чакра - сказано, что там лингам, повернутый на запад. Совершенно ясно, что свадхиштхана связана с элементом воды, а значит - это Варуна и связь с Пашчимамнаей (Кубджикой). Также связан со Шри Чакрой, потому что Камакала - это канда, в которой лингам, муладхара-чакра - это Пурва, восток, справа - Пингала-дакшина (юг), а слева - Ида-уттара (север), при этом лингам направлен вверх, как раз на запад. Такое описание чакр связано с данными традициями, но только тексты, как правило, описывают наиболее существенную символику, часто многие труды Горакшанатха второстепенные детали игнорируют. Это объяснимо тем, что важные ключевые точки энергоструктуры - это ядро практик нескольких систем, а периферия этих методов просто может отличаться. На самом деле, столько много разных тонкостей, что если им кого-то учить, то тогда надо ученику очень много уделить внимания, все подетально объяснить, а в большинстве случаев долго учиться мало кто способен. Поэтому часто бывает так, что какой-нибудь автор книги по тантре опишет коротенькую схему в стиле "видишь, вот чакры". А что за чакры, почему они такие, что они означают, и что со всем этим делать - вот этого никто не пишет. Что также объяснимо, потому что сказать много надо, больше чем объем страниц в любой книге, это же надо разъяснить матрики, чтобы были понятны нади чакр, разные Шакти чакр и др.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения


UCL Ligh
<!--/LightRay-->
</noindex>

<noindex>
<!--Rating@Mail.ru COUNTEr-->
<a target=