Бодхи

Медитации
Закрыто
julia
Сообщения: 45
Зарегистрирован: 23 дек 2010 04:40
Контактная информация:

Re: Бодхи

Сообщение julia » 17 фев 2012 07:30

...

Аватара пользователя
Глюк №7
Сообщения: 1625
Зарегистрирован: 12 дек 2009 09:05
Откуда: Уральские горы
Контактная информация:

Re: Бодхи

Сообщение Глюк №7 » 20 фев 2012 11:42

Условием для перехода к практикам "расширения я" и практикам "растворения я" является вступительная сосредоточенность.

"Вступительная сосредоточенность есть первый сильный уровень присутствия и устойчивости, который возникает в медитации. Когда мы достигаем вступительной сосредоточенности, наша духовная практика на некоторое время становится непоколебимой и заострённой, ей не мешают внутренние препятствия или мирские превратности нашей жизни."

Сосредотачиваться можно на многих вещах. Можно на мантре или молитве, на каком-либо зрительном образе, на процессе дыхания, на какой-либо точке в теле, или на каком либо чувстве. Главное заострить на этом процессе ум, и устоичиво держать своё внимание на объекте сосредоточения, отсекая все сопротивления и трудности мешающие этому процессу, пока сердце и ум не начнут успокаиваться, придя к единению.

"Вступительная сосредоточенность была названа так потому, что в ней мы развиваем такую устойчивость сердца и ума, которая достаточна для того, что б дать нам медитативное вступление в высшие сферы. С уровня вступительного сосредоточения мы сможем затем расширять "я", уровень за уровнем ощищая сознание, что б дочтичь восьми уровней "расширения я", единства с необычным состоянием сияющего сознания."

Аватара пользователя
Глюк №7
Сообщения: 1625
Зарегистрирован: 12 дек 2009 09:05
Откуда: Уральские горы
Контактная информация:

Re: Бодхи

Сообщение Глюк №7 » 20 фев 2012 17:23

Состояния поглощённости (расширения "я").

И так, освоив вступительную сосредоточенность, мы при её помощи начинаем осваивать уровни поглощённости. Всего их по карте Старейших - восемь. Остановимся пока на первых четырёх. Так как они ещё связанны с сосредоточенностью на предметах. Предметы для медитации, как уже говорилось, могут быть разными: на образах будд и божеств, на цветных дисках, на чувствах любви, на дыхании, на чакрах, даже просто на самом свете, но здесь уже начинается более глубокое вхождение в поглощённость. Выразится это в том, то вы почувствуете, что медитировать становится легче и дольше, а сила сосредоточенности возрастает. Когда такое происходит то в сердце и ум начинают самопроизвольно вливаться многие положительные качества, позволяющие продвинуться в практике. Состояния поглощённости полны восторга, счастья, света и лёгкости. Мы окунаемся в океан целостности и покоя.
Первый уровень отличается от второго тем, что мы преднамеренно отказываемся от направленного и поддерживаемого внимания, оставляя только восторг, счастье и сосредоточенность.
Что б перейти со второго на третий уровень поглощённости, мы должны отказаться от восторга. А для дальнейшего перехода и от счастья, оставляя только сосредоточенность, как таковую.
Казалось бы зачем отказываться от таких чувств? Но такое "отбрасываение", как ни странно приводит к ещё более высоким и более утончённым уровням невозмутимости и сияющего сознания. Такой процесс перехода от уровня к уровню по-началу может занять недели и месяцы практики, но потом может выполнятся за одну медитацию.
Если сказать проще, то на этих четырёх уровнях происходит постепенный перенос сосредоточенности с предметов медитации, на чувства сопровождающие медитацию, а затем и отбрасывание этих чувств. Но сама по себе сосредоточенность остаётся, при чём сохраняется очень легко.

Аватара пользователя
Глюк №7
Сообщения: 1625
Зарегистрирован: 12 дек 2009 09:05
Откуда: Уральские горы
Контактная информация:

Re: Бодхи

Сообщение Глюк №7 » 22 фев 2012 09:46

Старейшие называют следующие четыре уровня "поглощённостями превыше форм".
"...там сознание целиком и полностью отбрасывает любой предмет медитации и расширяется для переживания безграничных измерений сильнейшего безмолвного и сильного сознания. Переживание этих состояний изумительно, переживания эти означают - стать единым с божествами."

Для достижения этих уровней расширения "я", мы должны в медитации сознательно отторгнуть всё предыдущее счастье, восторг, невозмутимость, и направить свою сосредоточенность на слияние сознания с безграничным пространством. Понятно, что кроме сосредоточенности и безмятежности ещё и уровень безмолвия ума должен быть очень устойчивым, так как любая возникшая мысль может увести нас в сторону от медитативного переживания безграничности.
"Безграничное пространство - это первый высший уровень бесформеннной поглощённости. Отсюда мы можем дальше утончать своё осознание, уровень за уровнем, сливаясь с бесконечным сознанием, которое проникает собой всю вселенную, стать поглощённым сознанием тотальной пустоты, достичь состояния превыше какого либо восприятия."
Если коротко, то эти уровни поглощённости различаются лишь всё более утончёнными состояниями сознания. Первый уровень - безграничное пространство, второй - бесконечное сознание, третий - переживание тотальной пустоты, четвёртый - вообще за пределами восприятий, и его не возможно сформулировать.
Тот кто осваивает эти высшие уровни поглощённости, может проявлять различные сверхспособности. На этих уровнях психические силы адепта увеличиваются, и он осознано может их направлять на развитие той или иной способности, но так же способности эти могут возникать сами спонтанно.
Но даже достижение самого высокого из уровней расширения "я", не приносит Освобождения. Человек всё ещё желает этих состояний, он хочет в них пребывать. А пока человек "хочет" пусть даже очень высоких и светлых состояний - он всё ещё остаётся зависимым от своего "я", от желаний, и от своих переживаний.
"Мы можем оказаться очарованными этими состояниями, находя их столь мощными и захватывающими, что будем возвращаться к ним снова и снова, считая их концом своего пути и завершением внутренней жизни, тогда как на самом деле они представляют собой лишь глубокие состояния единения и покоя, зачастую не интегрированные в остальную нашу жизнь."

Кстати многие из тех, кого мы считаем Просветлёнными, достигали именно этих уровней. Затем писали книги. Но...не являлись Просветлёнными по сути своей, так как предпочитали оставаться в этих состояниях, и не приходили к истинному освобождению, и потому старались изолироваться от обычной жизни.

Но, для достижения истинного освобождения, направление медитации должно быть перенесено с успокоения и расширения "я" на исследование того, как сознание создаёт это "я" и все формы его переживаний. Так начинается движение по пути расстворения "я", по пути прозрения в его природу.

Аватара пользователя
Глюк №7
Сообщения: 1625
Зарегистрирован: 12 дек 2009 09:05
Откуда: Уральские горы
Контактная информация:

Re: Бодхи

Сообщение Глюк №7 » 24 фев 2012 06:13

Практики растворения "я".

Практики растворения "я" - это как раз и есть наследие Гаутамы Будды. Дело в том, что практики расширения "я" существовали и до Будды, это были различные школы и направления йоги, существовавшие в Брахманизме. Были у Гаутамы и учителя, которые научили его медитации, и основам этих учений. И он довольно быстро достиг высших ступеней в расширении "я", мог видеть слои ада и рая, обиталища голодных духов и обитель божеств, видеть свои прошлые воплощения, долгое время обходится без пищи и воды, оставаться стойким к холоду и жаре и т.д. Но всё это не принесло ему освобождения. Он всё так же оказывался во власти страхов, неудовлетворённостей и душевных терзаний. Конечно он не был трусливым, неуравновешанным невростеником, а даже наоборот. Но он видел, что бессознательная основа всех этих загрязнений всё ещё осталась. Тогда он изменил направление своих медитаций. Однажды сев под деревом бодхи он направил всю свою сосредоточеность не на беспредельное пространство и не на поиски Бога, а на исследование самой природы своего "я". И когда он увидел эту природу, то только тогда обрёл истинное освобождение и пробуждение. Так возникло учение Будды и практики растворения "я".
Практику растворени "я" можно начинать осваивать после практики расширения "я", но можно начинать её практиковать сразу и совершенно отдельно. Это самостоятельная практика и самостоятельное учение.
Однако и освоение практик растворения "я" начинается тоже со вступительной сосредоточенности. Вообще "вступительная сосредоточенность" является главной основой любой высшей духовной практики. Все "практики действия", такие как дыхательные упражнения, выполнение асан, голодание, очищение, энергетические упражнения, работа с чакрами или каналами, подъем кундалини и т.д. - это лишь подготовительные и вспомогательные практики. Они дают хорошее здоровье, сильную чистую энергетику, хорошее настроение и т.д. Но они не меняют кординально сознание человека. Так в йоге есть восемь ступеней. Асаны, очищение организма и пранояма относятся к начальным ступеням йоги. Затем идут ступени освоения сосредоточенности, это освоение концентрации внимания на предмете, затем концентрация на абстрактных вещах, затем медитация в безмолвии ума, чистая сосредоточенность, и после этого последняя ступень - Самадхи. В понятие "Самадхи" в йоге включены все высшие практики, именно там и начинаются серьёзные духовные преобразования сознания.

Так же и в буддиских практиках растворения "я" - сначала вступительное сосредоточение. Единственное, что некоторые буддийские школы сознательно не делают упор на подготовительные практики, а сразу начинают осваивать сосредоточенность, беря как предмет медитативного наблюдения свой ум.

Аватара пользователя
зеркало
Сообщения: 468
Зарегистрирован: 20 фев 2012 06:49
Контактная информация:

Re: Бодхи

Сообщение зеркало » 24 фев 2012 11:17

Изображение

Аватара пользователя
Глюк №7
Сообщения: 1625
Зарегистрирован: 12 дек 2009 09:05
Откуда: Уральские горы
Контактная информация:

Re: Бодхи

Сообщение Глюк №7 » 24 фев 2012 12:23

Первая ступень растворения "я" называется прозрением в тело и ум. Здесь свою сосредоточеность мы направляем на переживание каждого момента существования. То есть осваиваем состояние "здесь и сейчас" в ощущениях. Можно сосредоточить своё внимание на любом процессе тела и органов чувств. Ну к примеру наблюдение за дыханием. В медитации мы стараемся не отвлекаясь наблюдать за процессом дыхания. И даже не наблюдать, а прям пребывать в нём, ощущать его ежемгновенно, и больше ни на что не отвлекаться. Однако мы заметим, что возникающие в уме мысли или образы сбивают нас с этого процесса, и уносять куда-то в сторону в прошлое или будущее, проживание конкретного момента теряется. И тут начинает приходить понимание, что "наше обычное ощущение жизни с её планами, воспоминаниями и самим действием, построенно из наслоения мыслей. Без мысли всё существующее - это ежемгновенные чувственные переживания и мгновенный процесс их восприятия." (с)
Следующее понимание, которое приходит в процессе этой практики, это то что существуют только отдельные мгновения и моменты познания их. К примеру вы следите за дыханием, поток мыслей остановлен и вы следите только ощущением. Но раздаётся какой-то посторонний звук, и ум сразу включается в попытке познать, а что это было? Дальше идёт мелькание мыслей, образов, память, анализ, обработка информации и т.д. И это нормально, но самое главное в этой части практики, что вы смогли различить: вот отдельное мгновение жизни (звук), а вот его следствие - попытка познать через мысли.

З.ы. Я пытаюсь писать как можно доходчиво, но всё равно многое будет трудно пониматься. Так как понимание этого будет приходить само в процессе медитации, и приходить будет не от интеллекта, а от интуитивного прозрения. Потому и называют их "практиками прозрения". :wink:

Аватара пользователя
Глюк №7
Сообщения: 1625
Зарегистрирован: 12 дек 2009 09:05
Откуда: Уральские горы
Контактная информация:

Re: Бодхи

Сообщение Глюк №7 » 24 фев 2012 15:50

По мере того, как внимание углубляется далее можно увидеть причинно-следственные связи в реакциях вашего тела и ума. Вот вы услышали звук, результатом этого восприятия явилась мысль. Звук явился причиной, а мысль – следствием, тут же мысль становится причиной эмоции, а та в свою очередь причиной для других мыслей и действий, ну и т.д. И если продолжать дальше внимательно следить за этим процессом, то можно отследить, что возникает, и в следствии чего. И окажется, что тот поток жизни, что казался нам единым, растворяется теперь на более мелкие и тонкие мгновенные переживания. И то, что казалось нашим прочным существованием, - чувства, мысли, убеждения, «я» и другие, - теперь представляется постоянно изменяющимся потоком, состоящим из различных причин и следствий.
Наши ощущения, чувства и мысли начинают показывать свои три основные характеристики:
Первое – это их преходящий характер; они подобны изменчивым узорам на песке, возникают и уходят. Второе – их ненадёжность и непродолжительность. Любое, даже самое прекрасное переживание изменяется. Оно не только может смениться другим переживанием, но и само может изменяться в своих оттенках и качествах. Третье – их безличность. Нет ни одной части (ощущения, чувства, мысли и т.д.), которая оставалась бы прочной, неизменной или отдельной.

з.ы. Технически медитация растворения "я" выполняется так же, как я описывал в других своих темах. Сидеть нужно не подвижно, поза в которой вы сидите должна быть устойчивой, и не создавать неприятных ощущений. Дыхание тонкое, брюшное. Ум и психика спокойны и уравновешенны. Внимание направлено на наблюдение за своим сознанием, за всем тем, что в нём возникает. Желательно более-менее устойчивое безмолвие ума, но восприятие при этом должно быть открыто. Вы только отмечаете, то что возникает в сознании: ощущения тела, мысли, реакции и т.д., но не втягиваетесь в них. Оставайтесь спокойными и не вовлечёнными. Прозрение должно прийти само, а не за счёт мозгового штурма. :wink:

Аватара пользователя
Глюк №7
Сообщения: 1625
Зарегистрирован: 12 дек 2009 09:05
Откуда: Уральские горы
Контактная информация:

Re: Бодхи

Сообщение Глюк №7 » 25 фев 2012 10:35

Когда пришло понимание, что все наши ощущения, чувства, эмоции и мысли не постоянны и изменчивы, и они есть поток причин и следствий, то теперь надо обратить внимание на такой аспект познания: "А что тогда является моим "я"?
Вот возникла эмоция злости. Задайте себе вопрос: "Кто злится?" (боится, радуется, и т.д.) Ведь сама эмоция не является основой "я", тогда что это за "основа", которая злится? А вот следом возникла мысль, рассуждающая об эмоции злости, но и она не является основой "я", она покрутится, покрутится и исчезнет. Основа же не должна исчезать. Тогда "Кто думает?". Так что же является этой основой, и есть ли она вообще?
В такой форме медитации вопрос формулируется мысленно ("кто злится?" или "где то Я, которое злится?"), но ответ ищется безмолвно, внимательным наблюдением внутрь себя. Мысленные рассуждения здесь ни к чему не приведут.

Аватара пользователя
зеркало
Сообщения: 468
Зарегистрирован: 20 фев 2012 06:49
Контактная информация:

Re: Бодхи

Сообщение зеркало » 25 фев 2012 22:18

Изображение

Аватара пользователя
зеркало
Сообщения: 468
Зарегистрирован: 20 фев 2012 06:49
Контактная информация:

Re: Бодхи

Сообщение зеркало » 26 фев 2012 18:02

Андрей, в чем разница между "практикой растворения я" и "практикой расширения я" применительно к бессознательному?

Аватара пользователя
Глюк №7
Сообщения: 1625
Зарегистрирован: 12 дек 2009 09:05
Откуда: Уральские горы
Контактная информация:

Re: Бодхи

Сообщение Глюк №7 » 27 фев 2012 07:35

зеркало писал(а):Андрей, в чем разница между "практикой растворения я" и "практикой расширения я" применительно к бессознательному?
Здесь разница в подходах, к структуре "я", отсюда и разница применительно к бессознательному. К тому же понятие бессознательное очень обширно, и одной характеристикой все аспекты не опишешь. И тут надо будет расписывать, что и как по отдельности работает.

Аватара пользователя
Глюк №7
Сообщения: 1625
Зарегистрирован: 12 дек 2009 09:05
Откуда: Уральские горы
Контактная информация:

Re: Бодхи

Сообщение Глюк №7 » 27 фев 2012 07:40

И так, основная наша практика заключается в том, что мы неподвижно сидим с безмятежностью и сосредоточенностью, наблюдая своё сознание, и ни за что не цепляясь.
Постепенно с постоянной практикой сила сосредоточения увеличивается, а напряжение и преодоление уменьшается, и возникает следующий уровень практики, более глубокий и более устойчивый. В Карте Старейших он называется «обителью возникновения и исчезновения".

«В этой сфере наше внимание становится вполне уравновешенным; и мы переживаем жизнь как пляску мгновенных впечатлений, подобных дождевым каплям. Эта сфера обладает несколькими качествами. Во-первых в ней мы отчётливо ощущаем, что жизнь – это лишь возникновения и исчезновения, которые вновь и вновь рождаются и исчезают в одно мгновенье за другим. Во-вторых, на этой стадии внимание и сосредоточение становятся настолько сильными, что сердце и ум обретают ясность и поразительный блеск. Самопроизвольно возникают все факторы, необходимые для просветления: восторг, энергия, чёткое исследование, сосредоточение, невозмутимость, прозрение. В этом состоянии осознание возникает настолько автоматически и легко, что ум чувствует себя как бы парящим в воздухе, свободным от всего, что бы в нём не появилось. По мере того, как мы всё яснее видим природу жизни, с этим благополучием приходит вера и ясность. Раскрытие ума и сердца столь велико, что потребность во сне может сократиться до одного-двух часов в ночь. Самопроизвольно могут открываться психические способности. Возникает огромная радость; мы можем ощутить чудесную свободу и уравновешенность.». (с)

С возникновением этой стадии практикующие могут полагать, что они просветлены, но…это пока лишь псевдонирвана.

Аватара пользователя
зеркало
Сообщения: 468
Зарегистрирован: 20 фев 2012 06:49
Контактная информация:

Re: Бодхи

Сообщение зеркало » 27 фев 2012 10:24

Глюк №7 писал(а):
зеркало писал(а):Андрей, в чем разница между "практикой растворения я" и "практикой расширения я" применительно к бессознательному?
Здесь разница в подходах, к структуре "я", отсюда и разница применительно к бессознательному. К тому же понятие бессознательное очень обширно, и одной характеристикой все аспекты не опишешь. И тут надо будет расписывать, что и как по отдельности работает.
Хорошо, подожду когда распишешь, спасибо.

Аватара пользователя
Глюк №7
Сообщения: 1625
Зарегистрирован: 12 дек 2009 09:05
Откуда: Уральские горы
Контактная информация:

Re: Бодхи

Сообщение Глюк №7 » 27 фев 2012 17:21

Почему такое чудесное состояние называется "псевдонирваной"? Потому что практикующие застревают в положительных состояниях, стараясь их поддерживать, страстно желая ясности, силы и мира. Но какое-бы замечательное состояние ни возникало, мы должны научится позволять ему свободно приходить и уходить, признав, что оно не является целью нашей практики. Конечно в состоянии невозмутимости и сосредоточенности положительные состояния возникают сами собой и естественно, но тем не менее, мы не должны за них цепляться, и в медитацию мы идём не за ними, а за полным освобождением.
А потому за этими "сферами прозрения" идёт следущая сфера - сфера пробуждения.

Закрыто