Enakin писал(а):Я часто замечал, что когда начинаешь развиваться в чем-то, не важно в чем, процесс идет как бы ступенчато: резкий рост - торможение, резкий рост - торможение. Причем "с нуля" растешь быстро, доходишь до какого-то уровня (скажем так выше среднего) и все - потолок.
Сталкивался кто-нибудь с таким явлением и как вы решаете проблему "потолка"?
Замечал еще одну вещь, например играешь в шахматы. Сначала с новичками - становишься игроком на уровне других или чуть выше, далее - ступор, начинаешь играть с более опытными (типа гроссмейстерами), быстро доходишь до их уровня или чуть выше и опять ступор.
Т.е. при смене окружения происходит новый рост.
Энергия возникает от разницы потенциалов (от относительности). Развитие происходит при внедрении в себя (или внедрении себя куда-то либо) отличных от твоих кусочков знания. Чем необычнее знания, тем больше происходит развития, тем больше возникает энергии. Затем следует период утряски, устаканивания - усвоения нового материала. Новое знание может поменять всю внутреннюю структуру существа, произвести "смену формации". При этом существо начинает видеть мир по-новому.
Новое знание - маленькая смерть. (Почти как у Митяева

) Кокон раскрывается навстречу знанию, впускает его в себя, и перебутыривает. Если знание "не вмещается", то может произойти реальная смерть. Важной функцией существующего знания внутри кокона является инстинкт самосохранения, оно должно сделать всё, чтобы не допустить смерти, впускать знание гармонично, по чуть-чуть. Иногда (а вернее, почти всегда) игнорируя множество острых нюансов получаемого знания. При этом существо может чувствовать страх, любовь, ненависть и т.д.
Enakin писал(а):А удавалось ли кому-нибудь добиться "прорыва" без смены окружения, т.е. самостоятельно?
Новое знание всегда находится вокруг нас. Исчерпать его невозможно. Можно исчерпать лишь наше представление о мире, и тогда наступит скука. Другое дело, как это делать легче. Кому как легче.