Основной Акцент...Начало/Конца

Делимся своим опытом
Закрыто
Аватара пользователя
Alisha...
Сообщения: 331
Зарегистрирован: 03 мар 2009 13:46
Контактная информация:

Основной Акцент...Начало/Конца

Сообщение Alisha... » 24 окт 2009 19:17

http://belsu.narod.ru/may/index.html - Ис`Точник...

ЗАГАДКА МАЙЯ

ЗА ПРЕДЕЛАМИ НАУКИ


С момента торжества рационализма и промышленной революции восемнадцатого века установилась всеобщая убежденность в том, что современная наука является вершиной достижений человеческой цивилизации. Вера в это является краеугольным камнем доктрины материального, технологического прогресса. Совсем недавно представление о том, что когда-либо в истории могли существовать науки, более развитые, чем преобладающие ныне знания - на которых в конечном счете основан каждый аспект глобальной индустриальной цивилизации, - было совершенно немыслимым. Но наступил момент, когда именно рационально непостижимое может оказаться последним и единственным средством, которое позволит человечеству найти безопасный выход за пределы коварных и яростных атак ядерного милитаризма и отравления окружающей среды, угрожающих сейчас существованию нашей планеты,

Хорошо укрепленный и бдительно следящий за сохранением своих позиций научный материализм ревностно охраняет врата своей территории, руководствуясь при этом единственной целью: стремлением сохранить миф о превосходстве вечно развивающейся технологии. Поэтому сведения об НЛО и множестве паранормальных случаев, открытие в 1976 году "рационально" необьяснимых феноменов Марса мгновенно превращаются в секретные материалы, скрываемые от общественности. И все-таки утром 26 января 1986 года, всего через четыре дня после триумфального прохождения станции "Вояджер 2" рядом с Ураном, которое принесло поразительные научные данные, космический шаттл "Челленджер" взорвался на глазах тысяч очевидцев и миллионов телезрителей. В миг устрашающей огненной вспышки миф о превосходстве технологического развития испытал тяжелейший удар.

Окно сомнений и уязвимости, распахнутое роковой миссией "Челленджера", вызвало у разумных людей раздумья о цели технологии и "непогрешимости" современной науки. В брешь, образовавшуюся в мифе о технологическом превосходстве, ворвались странные ветры. В призрачном свете того, что находится за пределами научного рационализма, у человечества возникли вопросы: "Что если тот путь, которому мы следуем, не является лучшим или самым мудрым?", "Что если мы - не самая разумная цивилизация из существовавших на Земле?", "Могли ли существовать народы, более умные, мудрые и развитые, чем мы, значение которых мы упустили из-за своего самодовольства?", "Могла ли на Земле или где-то еще существовать наука более развитая, чем наша?", "Почему мы настолько уверены, что научный материализм представляет собой лучший метод выдавливания ответов из космоса, беспредельность и загадочность которого бесконечно превышают возможности рационального разума?". Иными словами, призрак технологического кризиса взывает к подлинному, коренному смещению парадигмы. Необходимость этого витает над нами уже давно, еще со времени самых первых открытий квантовой физики, однако для подкрепления ее осознания потребовались реальные трагические толчки.

Аватара пользователя
Alisha...
Сообщения: 331
Зарегистрирован: 03 мар 2009 13:46
Контактная информация:

Re: Основной Акцент...Начало/Конца

Сообщение Alisha... » 24 окт 2009 19:18

В течение двадцатого века чувствительные научные умы пытались проникнуться иррациональным поведением мира, который пытается наблюдать рациональная наука, и предупредить об опасности общественность. Их призывы не доходили до воинственных правительств и технократов, облеченных властью принимать решения и формировать общественный порядок, но популяризаторы "новой науки", такие, как Фритьоф Капра, Айзек Бентов и Гэри Зуков, предприняли достойные восхищения усилия, пытаясь передать сходство между квантовой физикой и восточным мистицизмом, по крайней мере, критически мыслящему меньшинству. Действительно, завершая свою работу "Танцующие мастера By Ли" (1979), Зуков вплотную подходит к границам немыслимого, провозглашая, что мы приближаемся к "концу науки". И все же даже он не смог отказаться от представления о "неутомимых усилиях и непрерывном прогрессирующем развитии все более всеобъемлющих и полезных физических теорий".

Подлинный, приближающийся "конец науки", радикальное смещение парадигмы означает отказ от самого представления о непрерывном прогрессе или, по крайней мере, отказ от него на некоторое время, достаточное для того, чтобы понять, существуют ли нефизические, нематериалистические науки, стоящие выше представлений как о прогрессе, так и о его отсутствии. И, разумеется, самым тяжелым потрясением мифа о научном развитии и превосходстве технологического пути могло бы стать открытие более развитой системы научного знания, разработанной еще до возникновения легенды о прогрессе таким народом, который, по современным оценкам, находился на уровне каменного века. Я имею в виду, в частности, систему мышления, которая оказалась полностью упущенной всеми сторонниками "новой науки", - учение, известное и используемое древним народом Майя.

Ближайшей к учению Майя системой, хорошо известной пионерам новой науки, является наследие китайской культуры - Ицзин. Впрочем, даже Ицзин не был в полной мере осмыслен "новыми учеными", все еще погруженными в доктрину о прогрессе и не сумевшими увидеть в нем то, чем он является на самом деле, - учение, представленное в зашифрованной форме и основанное скорее на голономическом резонансе, чем на ядерной физике.

"Ицзин и генетический код: скрытый ключ жизни" Мартина Шонбергера (1973), "Записки просвещенного" Роберта Энтона Уилсона (1980) и моя книга "Земля Восходящая" (1984) представляют собой примеры немногочисленных попыток рассмотреть Ицзин как образец системы знаний более всесторонней, чем наука наших дней. По словам Шонбергера, Ицзин являет собой "...формулу мира, описывающую порядок, установленный в реальности... ответ на вопрос Гейзенберга, искавшего "безымянные основные структуры и единообразные полярные симметрии".

Подобно системе мироустройства Ицзин, майянская наука связана с голономическим резонансом как будущего, так и прошлого. На самом деле, сточки зрения учения Майя, понятия "прошлое" и "будущее" не представляют особой ценности в роли показателей превосходства или прогресса. Для Майя время, если оно вообще существует, представляет собой кольцо, в котором из общего источника исходят и прошлое, и будущее, постоянно встречающиеся и сливающиеся в мгновении настоящего. Учение Майя и Ицзин можно считать как пред-, так и пост научными.

Аватара пользователя
Alisha...
Сообщения: 331
Зарегистрирован: 03 мар 2009 13:46
Контактная информация:

Re: Основной Акцент...Начало/Конца

Сообщение Alisha... » 24 окт 2009 19:18

Почему же именно в этот момент технологического кризиса и смещения парадигмы в наше сознание входят майянцы? Кем были - и кем являются Майя? Откуда они пришли? Каковы их достижения? По каким причинам они пошли по такому особому пути? Почему их цивилизация исчезла на вершине самого бурного расцвета? Куда они ушли и почему?

В то время как восточные формы сознания и практические методики - йога, медитация, составление букетов, боевые искусства и так далее - стали на Западе вполне распространенными явлениями и в течение полувека медленно и неотступно изменили нашу культуру и образ научного мышления, культура Майя оставалась загадочной и далекой.

И все-таки, упоминание о центрально-американском народе Майя вызывает любопытный резонанс с Востоком, с Индией. Слово "майя" является одним из ключевых понятий индийской философии и означает "источник этого мира" и "иллюзорный мир". В санскрите слово "майя" связано с понятиями "великий", "мера", "разум", "волшебство" и "мать". Неудивительно, что Майей звали мать Будды, а в классическом ведическом эпосе "Махабхарата" упоминается, что имя Майя носили великий астролог и астроном, маг и архитектор древности, а также великое кочевое племя мореплавателей.

Слово "майя" обнаруживается не только в Древней Индии, на родине возвышенной метафизики и духовных исканий, но и на Западе. Имя Майя носил казначей известного юного фараона Египта Тутанхамона, а в египетской философии существует понятие "майет", означающее единый принцип мироустройства. В греческой мифологии Майей звали первую из семи Плеяд, дочерей Атласа и Плейоны и сестер Гиад; это имя присвоили самой яркой звезде в скоплении Плеяд. Наконец, название месяца нашего календаря, май, произошло от имени римской богини весны Майи, "величайшей", дочери фавна и жены Вулкана.

Возвращаясь к народу Майя Центральной Америки, мы узнаем, что название племени произошло от слова "майаб", используемого для обозначения полуострова Юкатан, ключевой области майянской биорегиональной базы. Остается вопрос: кем же были Майя? Почему слово, связанное с центрально-американской цивилизацией, так часто встречается во всех частях света? Неужели это просто совпадение? Откуда пришли майянцы?

Аватара пользователя
Alisha...
Сообщения: 331
Зарегистрирован: 03 мар 2009 13:46
Контактная информация:

Re: Основной Акцент...Начало/Конца

Сообщение Alisha... » 24 окт 2009 19:19

Общепринятая догма современной антропологии утверждает, что Майя входили в огромную группу американских индейцев, которые в последний ледниковый период, около 12 тысяч лет назад, перебрались в Америку из Азии через замерзший Берингов пролив и окончательно обосновались в том районе, который сейчас называется Центральной Америкой. Знакомство с поздними майянскими текстами - "Пополь Вух" [Popol Vuh], "Книга Чипам-Балам" [The Book of Chilam Balam] и "Летописи Какчикелей" [The Annals of Cakchiquels] - вызывает четкое впечатление о том, что Майя действительно пришли издалека: "...с другой стороны моря мы пришли к месту под названием Тулан, где были зачаты и рождены нашими матерями и отцами..." ("Летописи Какчикелей"). Чтобы все это не показалось читателю слишком простым объяснением, я приведу еще один отрывок из той же книги, пострадавшей от некоторых искажений, в котором говорится, что было четыре Тулана:

"Из четырех [мест] пришли люди в Тулан. Один Тулан на Востоке, другой

в Шибальбайе [Xibalbay, нижний, подземный мир], еще один на Западе,

и мы сами пришли оттуда, с Запада, и еще один там, где пребывает

Бог [верхний мир, небеса]. Поэтому было четыре Тулана".


Изучение этого отрывка показывает, что описание места или процесса происхождения Майя в "Летописи Какчикелей" носит мандалический, небесный, космический характер. Четыре Тулана отражают движение Солнца: Запад и Восток, нижний и верхний миры. Более того, исследования древне-майянской и мексиканской истории и мифологии в целом показывают, что Тулан, или Толлан [Tulan, Tollan], представляет собой не только реальное место, но и архетипическое кодовое наименование. Что если Тулан означает не географическое местоположение, но процесс возникновения и точку входа из одного мира, измерения - в другое? В этом отношении майянское описание происхождения напоминает легенду племени хопи [Hopi], в которой рассказывается о проходе между различными мирами, четвертым из которых является наш мир. Что же представляют собой эти миры? Более ранние стадии жизни на нашей планете или параллельные события, происходящие одновременно на нашей планете и где-то еще?

Аватара пользователя
Alisha...
Сообщения: 331
Зарегистрирован: 03 мар 2009 13:46
Контактная информация:

Re: Основной Акцент...Начало/Конца

Сообщение Alisha... » 24 окт 2009 19:19

Отложим на некоторое время вопрос о происхождении и перейдем на более твердую почву, к размышлениям о достижениях майянцев. Несомненно, Майя представляют собой одну из величайших цивилизаций, когда-либо расцветавших на Земле. В джунглях Юкатана и на плоскогорьях современной Гватемалы рассеялось невероятное число древних городов и храмов: ступенчатые башни-пирамиды, тщательно выложенные площади, ритуальные святилища, украшенные утонченной резьбой по камню и испещренные иероглифическими надписями.

Величественные руины Майя ошеломляют множеством загадок, и первой из них становится изолированность этой культуры. Художественный стиль майянцев уникален даже в сравнении с соседней цивилизацией мексиканских нагорий. И все же, их пирамиды, возвышающиеся над кронами деревьев джунглей, и запутанные иероглифы вызывают мысль о том, насколько поздно появились майянцы во всемирной истории - они ворвались на сцену почти три тысячелетия спустя пика строительства пирамид в Египте, сравнение с которым неизбежно.

Впрочем, еще более драматичным, чем столь поздний расцвет Майя, является их внезапное исчезновение. К 830 году нашей эры, после 500-600 лет неутомимой деятельности, все основные центры этой цивилизации были брошены на произвол времени и джунглей. Из всех загадок Майя эта является величайшей. В качестве гипотетических причин того, что прекрасные города Майя были неожиданно оставлены, предлагались гражданская революция, засуха и эпидемия, однако не было найдено никаких доказательств, подтверждающих какую-либо из этих теорий. Остается вероятность того, что, каким бы странным это ни представлялось нашему образу мышления, Майя совершенно сознательно покинули свои города, достигнув самой вершины своей цивилизации. Но если так, то почему? Тайна ключевых центров Майя, заброшенных около 830 года н. э., тесно связана не только с загадкой их иероглифической письменности, но и с календарными, математическими и астрономическими данными, оставленными Майя. Даже если бы после Майя остались только архитектурные памятники и художественные изделия, одно это поставило бы их на высшую ступень древних цивилизаций рядом с египтянами, греками, индусами эпохи Династии Гупта, строителями храмов острова Ява, китайцами Династии Тан и японцами классического периода Династии Хэйань. Но научные достижения Майя поражают и значат ничуть не меньше, если не больше, чем гармоничная возвышенность их художественных творений.

Аватара пользователя
Alisha...
Сообщения: 331
Зарегистрирован: 03 мар 2009 13:46
Контактная информация:

Re: Основной Акцент...Начало/Конца

Сообщение Alisha... » 24 окт 2009 19:19

Обычно под научными открытиями Майя подразумевают их календарную систему. Майянцы вычислили протяженность обращения Земли вокруг Солнца с точностью до третьего знака после запятой по сравнению со значением, известным современной науке. Очень часто утверждают, что они сделали это в отсутствие точных инструментов. Кроме этого, они создали лунный календарь и циклы затмений; у них существовали таблицы синодических периодов и синхронизации периодов обращения Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна. А на некоторых из множества установленных Майя памятников были найдены даты и записи о событиях, которые уходят на 400 миллионов лет в прошлое. Все эти расчеты осуществлялись с помощью уникальной, невероятно простой, но гибкой системы счисления, которая была основана на числе 20 (а не 10, как в нашей десятичной системе) и использовала всего лишь три условных обозначения. Почему и с какой целью?

Как же календарная система Майя связана с секретом их происхождения и загадкой запустения основных центров к 830 году н. э.? Куда отправились Майя после этого? Разумеется, часть из них осталась, но возрождение Майянской цивилизации наступило лишь в конце десятого столетия, и этот разрыв столь очевиден, словно двухвековой пробел был сознательным и преднамеренным. Разница между так называемой "Новой Империей Майя" и цивилизацией, существовавшей до 830 года н. э., поражает еще и тем, что к моменту появления испанцев у "новых" Майя полностью изгладились все воспоминания о прошлом. Но календарь остался. Если это ключ, то для кого?

Разумеется, археологи рассматривают календарную систему только как способ регистрации времени. Без ответа остается вопрос о том, почему так много времени затрачивалось на его - времени - регистрацию. Возникает подозрение, что их календарь - нечто большее, чем просто календарь. Не могла ли столь изящная и соразмерная система счисления использоваться также как средство записи гармонических настроек, связанных не только с положением объектов в пространстве и времени, но и с резонансными свойствами бытия и восприятия, природа которых заслонена от нас материалистическими предрассудками?

Аватара пользователя
Alisha...
Сообщения: 331
Зарегистрирован: 03 мар 2009 13:46
Контактная информация:

Re: Основной Акцент...Начало/Конца

Сообщение Alisha... » 24 окт 2009 19:20

Нет ничего удивительного в том, что подавляющее большинство авторов множества книг и работ, посвященных Майя и их поразительно точным интеллектуальным свершениям, оценивают их цивилизацию как "дела давно минувших дней", которые даже не стоит сравнивать с достижениями современной цивилизации. Почти все сказанное о Майя сводится к точке зрения убежденного сторонника прогресса, согласно которой майянцы являются очередным примером древней цивилизации, яростно сражавшейся с неблагоприятной окружающей средой и пытавшейся добиться высокого уровня материальных обретений и науки, - и поэтому почти все, что сказано о Майя, может оказаться в корне неверным.

После многолетнего изучения и размышления о загадках Майя, я пришел к неизбежному убеждению в том, что культуру Майя нельзя оценивать теми мерками, которые мы обычно используем. Очень долгое время меня не покидало интуитивное ощущение, что цель существования в понимании Майя могла существенно отличаться от тех целей, которые способно представить наше материалистическое воображение, а совсем недавно я пришел к выводу, что Майя - по крайней мере те Майя, которые внезапно прекратили свое развитие на самом его пике в 830 году н, э., - были не только мудрее нас, но и обладали развитой наукой, намного опережавшей нашу. При этом совсем не важно то, что они и не использовали орудий из металла и устройств, повышающих производительность труда, например колесо (у них не было даже вьючных животных).

Аватара пользователя
Alisha...
Сообщения: 331
Зарегистрирован: 03 мар 2009 13:46
Контактная информация:

Re: Основной Акцент...Начало/Конца

Сообщение Alisha... » 24 окт 2009 19:20

Именно потому, что Майя смогли сделать так много, пользуясь столь малым, их культура может научить нас тому, что наиболее существенно в этот период кризиса технологического развития и смещения парадигмы. Возможно, Майя обладали не только "новой" парадигмой, но и системой научных знаний, позволяющей применять эту парадигму на практике. Если так, то, может быть, Майя совсем не случайно стали последней древней цивилизацией, распустившейся на нашей планете. Не случайным может оказаться и то, что Майя представляют собой последнюю "пропущенную" древнюю культурную традицию, которую предстоит изучить и понять в "свете" современной мысли. Возможно, лишь сейчас настало время для "нового открытия" майянцев.

Постигая цивилизацию Майя, я словно начал ощущать рядом их духовное присутствие. Таинственные мудрецы, хозяева того, что мы называем временем, виртуозы синхронизации, Майя с усмешкой следят за нами. Конечно же, настал самый подходящий момент. Все было предначертано, записано и скреплено печатью времени, а многочисленные ключи к пониманию были предусмотрительно оставлены позади.

Все, что требуется от современного человека, - образ мышления, позволяющий увидеть эти намеки. Крушение современного склада ума вызвало к жизни возможность разгадки этих ключей и извлечения из них правильных уроков - выводов, которые способны помочь в том, чтобы наша планета свернула с курса самоистребления на путь преобразования.

Работая над этой книгой, я руководствовался двумя соображениями: изучением того явления, которое я называю основным галактическим кодом, и интуитивным пониманием того, что нам совершенно необходим решительный разрыв с текущей научной парадигмой, если только мы хотим не просто выжить, но и пройти сквозь самое положительное и благотворное преобразование человечества. Пришла пора рассмотреть Майянский Фактор, который так долго пребывал в забвении.

Идея создания этой книги пришла ко мне совершенно неожиданно. И, размышляя о ней, я осознал, что работаю над ее материалом больше тридцати лет. На текущей стадии моей жизни и жизни всей планеты очень важно четко, последовательно и честно представлять истину. Пути к истине многообразны: ощущения и непосредственная интуиция, восприятие и откровения дополняются изучениями и научными исследованиями, опытами и многочисленными проверками результатов. Я использовал все эти средства, работая и представляя читателям "Майянский Фактор". Но я чувствую, что самой настоятельной моей обязанностью является наиболее простое и доступное описание Кода Майя, Гармонического Модуля.

Аватара пользователя
Alisha...
Сообщения: 331
Зарегистрирован: 03 мар 2009 13:46
Контактная информация:

Re: Основной Акцент...Начало/Конца

Сообщение Alisha... » 24 окт 2009 19:20

Представляющий собой нечто намного большее, чем календарь, Гармонический Модуль Майя, описываемый в этой книге, вызывает образ гексаграммы 49 Ицзин:


Эта книга воплощает заинтересованность в упорядочивании календаря - того календаря, который использовался космическими путешественниками Майя - ив объяснении того, что все мы вовлечены в галактические периоды. Вооруженные этим пониманием, доверившиеся ему, мы сможем выработать в себе согласие со своей планетой и отбросить свое детское, ставшее сейчас чрезвычайно опасным увлечение мифом о прогрессе и превосходстве технологического развития. В этом заключается цель книги "Майянский Фактор: Внетехнологический Путь".

Аватара пользователя
Alisha...
Сообщения: 331
Зарегистрирован: 03 мар 2009 13:46
Контактная информация:

Re: Основной Акцент...Начало/Конца

Сообщение Alisha... » 24 окт 2009 19:21

Майянский Фактор: Внетехнологический Путь




ТРИДЦАТЬ ТРИ ГОДА В ПОИСКАХ МАЙЯ

В этой книге я рассказываю о том, что может показаться совершенно иной культурой или запредельными космическими масштабами, но при этом было бы ошибкой считать, что традиция Майя недоступна нашему пониманию. Я убедился на собственном опыте, что восприятие Майя с его богатством художественных и научных знаний не так уж чуждо или отлично от нашего. Наоборот, во многих отношениях оно оказалось до странности знакомым - вспомним об удивительных совпадениях слова "майя" и родственных ему, встречающихся во многих цивилизациях по всему миру. И все-таки, восприятие Майя - или, как я начал его называть, Майянский Фактор - безусловно и несомненно обширно, а таящиеся в нем откровения выходят далеко за пределы нашего воображения.

Сейчас мне 47 лет, и мне потребовалось 33 года, чтобы полностью осознать, что, несмотря на свою безбрежность, Майянский Фактор является близким нам, доступным для понимания и толкования. Чтобы помочь другим погрузиться в этот мир, мне бы хотелось кратко описать свой собственный путь к Майянскому Фактору.

Если начать с самых истоков, я был зачат в Мексике и провел там, после рождения в Соединенных Штатах, первые пять лет своей жизни. Уже в зрелом возрасте меня внезапно поразило любопытное совпадение (Автор употребляет слово "synchronily". - Прим. ред): в Мехико мы жили по адресу 100, Калле Тула. А имя "Тула" [Tula] является толтекской формой слова "Тулан", или "Толлан", - так назывался источник происхождения Майя.

В 1953 году, который примечателен открытием генетического кода и радиационного пояса Ван Аллена, магнитного поля Земли, я впервые столкнулся с Майя. Летом того года отец взял меня и моего брата-близнеца в Мексику - для меня, четырнадцатилетнего мальчишки, это путешествие было захватывающим. Последний раз я был в Мексике девять лет назад, но Мехико ничуть не изменился и остался той же колониальной столицей, которая сохранилась в моих воспоминаниях. Хотя тогда мы не заезжали южнее Куэрнаваки, которая находится неподалеку от Мехико, впечатления от столичного Национального Музея Антропологии вызвали у меня смесь глубинных и древних ощущений. Но подлинный восторг, несравнимый даже с впечатлениями от этого прекрасного музея с его фантастическими экспонатами, включая огромный Каменный Календарь Ацтеков, вызвал у меня город великих пирамид, Теотихуакан [Teotihuacan] - "Место, Где Боги Касаются Земли".

Аватара пользователя
Alisha...
Сообщения: 331
Зарегистрирован: 03 мар 2009 13:46
Контактная информация:

Re: Основной Акцент...Начало/Конца

Сообщение Alisha... » 24 окт 2009 19:21

Когда я взобрался на Пирамиду Солнца и увидел горы, скрывающиеся в облаках и отбрасывающие резкие тени под голубым небом - а в те времена оно было еще голубым, - во мне возникло совершенно особое настроение: острое желание знать. Я понимал, что не стремление узнать что-то обо всем этом переполняет меня, - это была сильнейшая и искренняя жажда знания, исходящего из глубин всего этого. Спускаясь по ступеням, охваченный благоговейным восхищением гармоничной монументальностью Теотихуакана, я дал себе обет. Я поклялся: что бы ни происходило здесь когда-то, я непременно узнаю об этом... И не как посторонний наблюдатель или археолог, а как подлинный знаток, провидец.

Следующий шаг был сделан мной осенью того же 1953 года, когда я работал в публичной библиотеке Рочестера, штат Миннесота. Я заполнял каталоги и карточки, и эта работа мне чрезвычайно нравилась, поскольку предоставляла прекрасную возможность знакомиться с новыми и разнообразными идеями. Из всех книг, которые обрекали мой ум на продолжительные и мучительные раздумья, две стали для меня особенными: "Tertium Organum" П. Д. Успенского и "Древние Майя" Силвануса Гризуолда Морли.

Успенский, с его головокружительными описаниями возможности существования бесконечного ряда параллельных миров, немедленно отправил мое воображение в безмятежную высь - или же это были лишь воспоминания? Трудно сказать. По каким-то причинам рассказ Морли о Майя вызвал у меня такие же ощущения. Пожалуй, книга Морли, описывающая величественную панораму грандиозных измерений неизвестной культуры, стала для меня одним из вполне реальных, земных обоснований существования множества миров, о котором писал Успенский в "Tertium Organum".

Так или иначе, книга Морли произвела на меня неизгладимое впечатление. Фотографии современных индейцев Майя, любопытные антропологические сравнения Майя с другими представителями монголоидной расы, схемы и планы древних культовых сооружений, репродукции сверхъестественно изящных, гармоничных и таинственных каменных скульптур - все это совершенно очаровало меня. Однако больше всего меня восхищала система счисления и математика Майя. Я очень быстро освоил ее: точка означает единицу или число, кратное двадцати; черта соответствует пятерке или числу, кратному произведению пяти и двадцати; символ раковины означает нуль, завершение. Это была фантастически простая и гибкая позиционная система, каждый разряд которой имел свое название: кин - единицы; виналь - двадцатки; тун - 400; катун - 8000; бактун - 160000 .

Аватара пользователя
Alisha...
Сообщения: 331
Зарегистрирован: 03 мар 2009 13:46
Контактная информация:

Re: Основной Акцент...Начало/Конца

Сообщение Alisha... » 24 окт 2009 19:21

Я не переставал изумляться совершенству устройства этой системы и загадочности ее подлинного предназначения. Очевидно, Морли оно было неизвестно. Несмотря на его высокое мнение о культуре Майя он (и, как мне предстояло узнать позже, - подавляющее большинство археологов) оценивал цивилизацию Майя с точки зрения материального, технологического развития и поэтому считал их относящимися к каменному веку: Майя не использовали ни металлов, ни колеса. И все же удивленный Морли отмечает, что даже без элементарных материальных приспособлений Майя удалось разработать систему знаний и принципы архитектуры, исполненные соразмерной гармоничной красоты, сравнимой с величайшими достижениями цивилизаций Старого Света. Для Морли, написавшего свою книгу в 1947 году, Майя остались "поразительным исключением... Вряд ли существовали иные культуры подобного примитивного уровня... настолько глубоко сосредоточенные на интеллектуальных достижениях".

Моя неудовлетворенность ограниченностью подхода Морли смешивалась с отсутствием личного опыта и знаний, необходимых для осознания действительных причин моего дискомфорта. Чем более страстным становилось мое стремление проникнуть в математические, астрономические и календарные знания Майя в той форме, в какой оно было представлено расшифровками Морли и его коллег, тем яснее я ощущал плотную завесу, непроницаемую для моего восприятия. Мне пришлось отступить в область грез и фантазий. Одна из них посещала меня чаще всего - мечта о путешествии в жаркие джунгли Мезоамерики, где я обретаю преображающий, невыразимый опыт, переживаю катарсис и возвращаюсь назад совсем иным человеком - носителем знания, провидцем. Эта мечта, эта навязчивая идея вела и подстегивала меня в погоне за Майя.

Майя оставались моим основным увлечением на протяжении обучения в колледже и - особенно - в годы аспирантуры. Историю искусств в Чикагском университете преподавали на очень высоком уровне, но, к сожалению, там не читали ни одного курса по искусству доколумбовой Америки. Я изучил все, что только смог обнаружить в университетской библиотеке, а также в Институте Искусств и музее Филда в Чикаго. Используя мастерство и упорядоченность, которые я обретал при изучении традиционной истории в университете, я окунулся в самостоятельные исследования Майя и всего искусства доколумбовой эпохи в целом. В большей части я получал удовольствие от этого изучения, и теперь я мог полностью погрузиться в то, что стало моим любимым направлением истории искусства.

И все-таки, чем больше я читал, изучал, обдумывал и сопоставлял, тем четче становилось мое ощущение того, что что-то упущено. Казалось, никто из исследователей Майя не мог уловить самого главного. Все археологи относились к ним как к счастливому и загадочному исключению среди цивилизаций каменного века. Я начал подозревать, что причиной, по которой изучение культуры Майя вообще продолжается, является именно невозможность понять их с традиционных позиций археологов, относящихся к этой цивилизации настолько самодовольно, словно в этом непонимании виноваты сами непредусмотрительные Майя!

Аватара пользователя
Alisha...
Сообщения: 331
Зарегистрирован: 03 мар 2009 13:46
Контактная информация:

Re: Основной Акцент...Начало/Конца

Сообщение Alisha... » 24 окт 2009 19:22

Самым именитым, помимо Морли, исследователем и толкователем культуры Майя является археолог Дж. И. С. Томпсон. Ему, составителю двух прекрасных монументальных трудов - "Иероглифическая письменность Майя" и "Каталог иероглифов Майя", более чем кому-либо другому, свойственно отношение к Майя как к умственно отсталым и одержимым гениям, "Бог-знает-по-какой-причине" достигшим дьявольских высот астрономической математики, - впрочем, не имевшей, по его мнению, никакого рационального применения. Еще в большей степени, чем Морли, Томпсон оценивал Майя по меркам эпохи Возрождения европейской цивилизации. Высказывания Томпсона об искусстве Майя исполнены унижающей нетерпимости. Поскольку археологи вроде Томпсона не способны вникнуть в подлинные глубины культуры Майя, они склонны приписывать им самое худшее - это связано с тем чувством неловкости и конфликта, которые возникают, когда их "передовые и современные" убеждения сталкиваются с чуждым им фаталистическим миром. Поэтому, когда дело касается, несомненно, самого загадочного вопроса цивилизации Майя - их внезапного упадка в девятом веке нашей эры - Томпсон предпочел увидеть причину этого заката в восстании рабов, разрушивших деспотическое правление. Морли же сомневается в этом: "Трудно поверить, что настолько слаженная и мощная цивилизация могла быть низвержена мгновенно... Даже если недовольство государственным строем медленно накапливалось в течение столетий, не осталось никаких следов, позволяющих археологам его выявить".

Размышления о неудовлетворительности подобных объяснений переполняли меня летом 1964 года, когда я готовился к очередной поездке в Мексику. Мое романтическое восхищение этим местом не ослабело, но, наоборот, стало постоянным и неизменным. Как и десять лет назад, когда мы ездили в Мексику с отцом, я отправился в путешествие на автомобиле, что позволило провести время в созерцании бескрайних пейзажей гор и неба. Эти края были для меня мистическими, живыми, скрывающими бесчисленные тайны. Моя открытость загадкам этой земли дополнилась открытием иных точек зрения, отличающихся от позиций одержимых материальными критериями археологов. Основной из этих новых подходов я открыл в творчестве Лоретты Сежурнэ.

Мне уже довелось прочитать ее книгу "Пылающие воды: философия и религия Древней Мексики", которая стала для меня источником свежего воздуха среди прочих археологических работ, ибо Сежурнэ очень серьезно относилась к интеллектуальным и духовным способностям древних народов. В Мехико я познакомился с ее новым исследованием, "Вселенной Кетцалькоатля". В предисловии к этой книге выдающийся историк религии Мирча Элиаде описал основной подход Сежурнэ как анализ "культуры как органичного единства... исследование которого необходимо начинать с центральных, а не периферийных аспектов". Этот принцип был глубоко созвучен моим внутренним чувствам. Я начал понимать, что проблема постижения Майя и древней мексиканской культуры вообще в действительности является проблемой нашей собственной цивилизации. Все смутные ощущения, которые возникли у меня еще в 1953 году, предельно обострились. На этот раз, кроме Теотихуакана, я побывал в высокогорных древних городах Мексики - в Туле и Шочикалько [Xochikaiko]. Моя интуиция, вооруженная теперь определенным запасом знаний, намного глубже проникала в безмолвие камня, а в Шочикалько это предчувствие - или воспоминание - достигло степени острого беспокойства.

Аватара пользователя
Alisha...
Сообщения: 331
Зарегистрирован: 03 мар 2009 13:46
Контактная информация:

Re: Основной Акцент...Начало/Конца

Сообщение Alisha... » 24 окт 2009 19:22

Шочикалько изолирован в высокогорных пустошах штата Герреро. В простой структуре его гармоничных архитектурных сооружений полностью доминирует один образ: Кетцалькоатль, Пернатый Змей [Quetzalkoat,]. Основанный в девятом-десятом веках нашей эры, Шочикалько - "Место, Где Стоит Дом Цветов" - являет собой слияние стиля Теотихуакана, столицы высокогорной Мексики, и классического стиля Майя. Действительно, именно здесь, в Шочикалько, нашли убежище и смешались аристократы Майя и Теотихуакана после "внезапного" упадка классической эпохи майянской и мексиканской цивилизации. И именно здесь в 947 году нашей эры - в год 1 Тростник - родился "исторический" Кетцалькоатль* *(Дата "1 Тростник" вошла в его имя как "Се Акатль". - Прим. перед.). Посещение этого места усилило во мне ощущение тайны, но в то же время ознаменовало начало нового этапа - стадии разгадок.

Тайна заключалась в Кетцалькоатле, Пернатом, или Оперенном, Змее, которого Майя называли "Кукулькан" [Kukulkan] - "Место, Где Обитает Змей". Синтезирующая работа Сежурнэ о Кетцалькоатле очевидно объясняет, что он был не просто богом, но многоликим богом, не просто человеком, но множеством людей, не просто религией, но целым мифическим комплексом, ментальным образованием. Очевидно и то, что это скопление качеств, эта множественная сущность пронизывала практически все аспекты древнемексиканской и даже майянской цивилизаций. Кетцалькоатль, неразрывно связанный с Вечерней и Утренней Звездой - Венерой, затронул не только искусство, но и астрономию и календарь.

Аватара пользователя
Alisha...
Сообщения: 331
Зарегистрирован: 03 мар 2009 13:46
Контактная информация:

Re: Основной Акцент...Начало/Конца

Сообщение Alisha... » 24 окт 2009 19:23

Связь с астрономией, небом, а также роль религиозной фигуры уровня Моисея или Христа сделали Кетцалькоатля наиболее почитаемым пророком. В десятом веке, в год 1 Тростник, основатель города Тула и спаситель пришедшего в упадок города Чичен-Ица** **("Колодец племени ица".-Прим. перев.) [Chichen Itza} на полуострове Юкатан, Кетцалькоатль предсказал свое возвращение в день 1 Тростник года 1 Тростник- именно в этот день, в Божью Пятницу 1519 года по христианскому календарю, в Центральную Америку прибыл Кортес. Один лишь этот факт вполне мог окончательно спутать мысли и без того неуравновешенного Монтесумы II, короля злосчастной империи ацтеков.

Хотя наша культура мало знакома с Кетцалькоатлем, если не считать романа Д. X. Лоуренса "Пернатый Змей", но странные пророческие "совпадения" убедили меня в том, что Кетцалькоатль имеет не только локальное значение. Он показался мне скорее незримой и извечной силой, пребывающей ниже, выше и вне мифа механистического развития. Окрыленный этим интуитивным пониманием, я вернулся из Мексики с возросшим ощущением своего собственного предназначения.

К 1965 году, когда завершились моя учеба в аспирантуре и курс истории искусств, я пришел к более четким интуитивным представлениям о Майя и древних цивилизациях Анауака [Anahuac] - "Места Между Большими Водами" - так местное племя науатль [Nahuatl] называет Мексику и Центральную Америку. Археологи находят в земле каменные артефакты и заносят их в каталоги, называя находки "бог Д" или "ритуальный предмет", но эти наименования ничего не говорят об образе жизни древних цивилизаций. Было очевидно, что для проникновения в ту ментальную среду, в которой создавались подобные артефакты, необходимо выработать в себе некий интуитивный образ мышления. В любом случае, эти камни - лишь останки, воплощения культуры, подлинная реальность которой заключается в особом ментально-эмоциональном состоянии, вложенном в артефакты.

К тому же, если техники и практики созерцания, использовавшиеся последователями Кетцалькоатля-Кукулькана, вызывали у них вневременные мистические состояния разума, то что мешает мне или любому другому человеку научиться входить в такие состояния сознания? Разве Р. М. Бакк, Уильям Джеймс и Олдос Хаксли не представили вполне убедительных доказательств сходства любых мистических состояний разума вне зависимости от времени и места? В конце концов, разве сама цель мистических практик не заключается в достижении состояния единства? Согласно Сежурнэ, религия Кетцалькоатля - внутренняя основа, связующая все древние мексиканские цивилизации, - представляла собой процесс, ведущий к мистическому единению. Созерцая наиболее гармоничные артефакты этих древних культур, я не сомневался в правильности этого мнения.

В конце 1966 года эти соображения подтолкнули меня к одному эксперименту. Другой причиной явилась моя убежденность в том, что если художественное творчество является наиболее мощным каналом воспроизведения мистических переживаний, то, возможно, именно при помощи искусства человек способен перейти к образу мышления, создавшему древние цивилизации Майя и Теотихуакана. Вероятнее всего, наибольшее влияние на процесс создания моих картин оказали фрески Теотихуакана и керамика Майя с ее иероглифическими орнаментами. Яркие краски, способность сохранять огромную информацию в компактных символических образах, общий принцип совмещения в одной геометрически правильной, но волнообразно-вибрирующей структуре множества перетекающих друг в друга форм - таковы основные признаки древнего майянско-мексиканского искусства, вдохновившего меня.

Результатом этого эксперимента стало несколько крупных вертикальных панелей. Автор слова "психоделический" Хамфри Осмонд, который увидел их в 1968 году, назвал их "Вратами Восприятия". Для меня же наибольшее значение имел сам процесс создания этих изображений; однажды они позволили мне войти туда, где я смог беседовать с Тлакуило, художником древности, творцом архетипов. Мое сердце открылось, и все мое существо переполнили воспоминания. Не знаю, было ли это памятью о прошлых жизнях, но, во всяком случае, это были коллективные воспоминания из потока разума древних народов. Теперь во мне возникли внутренние знания.

Закрыто